ЛИТЕРАТУРА 1. Устав внутренней службы ВС РФ. 2. Положение о войсковом хозяйстве ВС - приказ МО 1977 г. № 105, ст. 1-31. 108-124, 530-560. 3. Войсковое (корабельное) хозяйство. Справочник. К., 1993 г. 4. Приказ МО № 250 - 1982 г. "О введении в действие положения о контроле за хозяйственной деятельностью в ВС". ВВЕДЕНИЕ Для всестороннего обеспечения войск в Вооруженных Силах Российской Федерации имеется органы управления, части, учреждения и подразделения. В зависимости от характера и содержания выполняемых задач (специализации) они относятся к различным специальным войскам и службам: Тыл ВС; войскам инженерным, связи и др.; службам ракетно-артиллерийского вооружения, бронетанковой, автомобильной, метрологической и т.д. Указанные специальные войска и службы, являясь относительно самостоятельными системами, выступают вместе с тем в качестве составных элементов системы более высокого уровня - единой системы всестороннего обеспечения всех войск. По масштабам решаемых задач данная система подразделяется на звенья (центральное, оперативное и войсковое). Войсковое звено, или так называемое войсковое хозяйство, - низовая подсистема единой системы всестороннего обеспечения войск. Оно представляет собой силы и средства, входящие в состав воинских частей, учреждений и соединений, а также переданные им в постоянное или временное пользование различные объект материально-технической базы, предназначенные для всестороннего и бесперебойного обеспечения их боевой и мобилизационной подготовки, воинского быта, правильной эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и сохранности вооружения, техники к другого военного имущества, в мирное время и в военное время вря размещении в стационарных условиях. I. РОЛЬ И ЗАДАЧИ ВОЙСКОВОГО ХОЗЯЙСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ Роль войскового хозяйства в общей системе всестороннего обеспечения войск исключительно велика. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно войсковое хозяйство, как низовое звено системы, является непосредственным исполнителем большого комплекса возложенных на нее задач; во-вторых, многие задачи системы решаются только войсковым хозяйством; в-третьих, войсковое хозяйство представляет собой фактически материально-техническую базу боевой, мобилизационной и морально-психологической подготовки, поддержания войск в постоянной боевой готовности. Войсковое хозяйство - это материально-техническая база с запасами материальных средств, включающей объекты хозяйственного, технического, медицинского назначения и учебно-материальной базы боевой подготовки и воспитательной работы, предназначенная для всестороннего и бесперебойного обеспечения боевой и морально-психологической подготовки медицинских частей и учреждений, материально-бытовых и культурных потребностей их личного состава, правильной эксплуатации и сохранности вооружения, боевой и другой техники, горючего и других материальных средств. Основные объекты материально-технической базы: • объекты хозяйственного, технического и медицинского назначения; • объекты учебно-материальной базы боевой подготовки; • объекты учебно-материальной базы воспитательной работы. Основные задачи войскового хозяйства: обеспечение уставного воинского быта; планирование и организация работы служб, подразделений и объектов хозяйственного, технического к медицинского назначения, а также непрерывное управление и осуществление контроля за стой работой; истребование, получение, подвоз, хранение, выдача и расходование материальных и денежных средств; своевременное я полное доведение до личного состава положенного довольствия, удовлетворение его материально-бытовых, культурных потребностей и сохранение здоровья; обеспечение правильной эксплуатации, хранения и ремонта техники и имущества; организация капитального строительства, правильная эксплуатация и ремонт казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, а также подъездных путей; содержание в надлежащем состоянии, совершенствование и развитие объектов учебно-материальной базы боевой подготовки и воспитательной работы; организация противопожарной защиты, безопасной эксплуатации объектов гостехнадзора, охраны окружающей среды; ведение делопроизводства, учет и отчетность по воем видам материальных средств и решение других вопросов обеспечения всесторонней деятельности медицинских частей и учреждений. ПРИНЦИПЫ ВОЙСКОВОГО ХОЗЯЙСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ЧАСТИ Строгая регламентация, единоначалие, плановость, постоянная готовность всех сил, средств и объектов войскового хозяйства к решению поставленных задач, соответствие организации хозяйственной деятельности характеру задач, решаемых войсками, конкретным физико-географическим условиям, эффективность. Принцип строгой регламентации хозяйственной деятельностью вытекает из специфики задач, решаемых частями и учреждениями и особенностей воинской службы. Его сущность заключается в том, что не только содержание и организация боевой подготовки, но также объем и порядок выполнения задач войскового хозяйства, обязанности и права соответствующих должностных лиц по руководству им, нормы и порядок обеспечения частей всем необходимым определяются различными уставными документами и приказами (директивами, распоряжениями) старших начальников. Принцип единоначалия в организации хозяйственной деятельности и руководства ею означает, что каждый командир-единоначальник несет личную ответственность перед Российским правительством не только за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенного ему подразделения, части или учреждения, но также за своевременное, полное и эффективное выполнение подчиненными задач войскового хозяйства, за состояние и правильное использование всех объектов его материально-технической базы и предназначенных для их обслуживания сил и средств; командир (начальник) должен знать и осуществлять постоянный контроль за обеспеченностью подчиненного подразделения, части, учреждения вооружением, техникой, горючим, продовольствием, другими материальными и денежными средствами, их состоянием, законностью, целесообразностью использования (применения, расходования), за организацией противопожарной охраны и безопасной эксплуатацией объектов гостехнадзора Принцип плановости в хозяйственной деятельности - этот принцип заключается в централизованном и целенаправленном регулировании хозяйственной деятельности каждого подразделения и каждой слухом, а также в целом каждой части и учреждения (гарнизона) на основании системного подхода к решению стоящих задач и заблаговременно разрабатываемых тщательно продуманных планов. Принцип постоянной готовности всех сил, средств и объектов войскового хозяйства к решению поставленных задач. В его основе лежит незыблемое положение о зависимости успеха в выполнении этого требования от состояния войскового хозяйства, а также от своевременности, полноты и качества решения стоящих перед ним задач. Особенно важно поддержание в постоянной готовности к применению техники, оборудования, инвентаря и имущества всех объектов войскового хозяйства. Большое значение имеет также высокая боевая, политическая и специальная подготовка личного состава всех служб подразделений (частей) обеспечения, его сознательность, дисциплинированность и ответственность за выполнение своего воинского долга. Принцип соответствия организации хозяйственной деятельности характеру задач, решаемых войсками, выражается в том, что его осуществление требует первоочередного обеспечения всем необходимым тех частей, подразделений, которые в данный момент выполняют наиболее сложные задачи. Принцип соответствия организации хозяйственной деятельности конкретным физико-географическим условиям предусматривает принятие мер к устранению отрицательного влияния различных природных факторов (низких иди высоких температур, влажности воздуха, атмосферного давления, повышенной солнечной радиации, песчаных бурь и т.п.) на личный состав - с целью обеспечения его нормальной жизни и деятельности, на вооружение и технику - для поддержания их в постоянной готовности к применению; на продовольствие, вещевое и иное имущество - с целью сохранения от преждевременной порчи и т.д. Принцип эффективности хозяйственной деятельности заключается в получении наибольших результатов в обеспечении войск при наименьших затратах материальных, денежных средств и труда личного состава. Задачами контроля хозяйственной деятельности медицинских частей и учреждений являются: проверка правильности и своевременного выполнения законов и постановлений Правительства РФ, приказов и директив МО и его заместителей, других начальников, уставов, положений, наставлений, руководств и инструкций по войсковому хозяйству, а также оказание помощи должностным лицам в руководстве войсковым хозяйством. Основное содержание контроля это проверка: - правильности определения потребности в вооружении, технике и материальных средствах, их истребование, получение и доведение согласно установленных норм; - организации учета, хранения, эксплуатации, освежения запасов материальных средств; - организации внутреннего хозяйственного контроля, соблюдения сроков и качество проверок по службам; - организации экономической работы, борьбы с утратами, хищениями и недостатками; - организации противопожарной защиты, соблюдение правил пожарной безопасности; - соблюдения установленных лимитов и норм расхода материальных и денежных средств; - качества планирования деятельности и выполнения утвержденных планов; - организации работы по рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и приема посетителей по вопросам хозяйственной деятельности; - организация торгово-бытового обеспечения; - выполнения предложений и устранения недостатков по актам предыдущих ревизий, проверок и инвентаризации, а также указаний вышестоящих органов управления. По видам контроль подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль осуществляется каждым командиром и начальником (в пределах предоставленных ему прав) до подписания приказов, распоряжений, первичных учетных документов, утверждения планов и проведения в жизнь решений по вопросам хозяйственной деятельности. Главная цель - предупредить незаконное осуществление хозяйственных и финансовых мероприятий, тем самым исключить возможность нарушения законов положений. Последующий контроль проводятся в целях проверки законности, целесообразности и правильности уже совершенных хозяйственных и финансовых мероприятий. По времени проведения он может быть плановым и внеплановым. Плановый контроль осуществляется: в сроки установленные Уставом внутренней службы, Положением о войсковом хозяйстве, наставлениями и руководствами; по планам командиров частей (начальников учреждений); по планам вышестоящих начальников. Внеплановый контроль проводится по решению командира (начальника) при наличии сигналов о злоупотреблениях, недостатках в деятельности служб, поступлении жалоб.