ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КЛЕТКИ КРОВИ. ГЕМОПОЭЗ Задание для курсантов и слушателей для подготовки к занятию 1.Внутренняя среда организма. Основные компоненты внутренней среды организма. Гомеостазис. 2.Понятие о системе крови, ее физиологическое значение для организма. 3.Состав крови. Гематокрит. 4.Свойства и функции эритроцитов. 5.Гемоглобин, его значение для функции крови. 6.Понятие об эритроне. Эритропоэз и его регуляция. Гемолиз. 7.Лейкоцитарная формула, свойства и функции лейкоцитов. Лейкопоэз и его регуляция. 8.Свойства и функции кровяных пластинок (тромбоцитов). Тромбоцитопоэз и его регуляция. Основные источники для самоподготовки 1. Физиология человека: Учебник/Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.-М.: Медицина, 2003.- С. 229–230, 237–261. 2. Физиология человека: Учебник: В 2-х т. /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 2002. Т.1.- С.102-103, 276-280, 285-308. 3. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии /А.В. Коробков, С.А. Чеснокова.- М.: Высшая школа, 1987.- Рис. 1-20, 30-36. 4. Конспект лекции. Дополнительные источники для самоподготовки 1. Нормальная физиология человека: Учебник / Под ред. Б. И. Ткаченко.- 2-е изд., испр. и доп. –М.: Медицина, 2005. -928 с. 2. Основы физиологии человека: Учебник: В 2-х т. /Под ред. Б.И. Ткаченко.- СПб.: МФИН, 1994. 3. Физиология человека: Учебник /Под ред. Г.И. Косицкого.- М.: Медицина, 1985.- 560с. 4. Физиология человека: Учебник: В 3-х т./Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса.- 2-е изд.- М.: Мир, 1996. Базисные знания Гистология. Кровь и лимфа как ткани. Эритроциты. Лейкоциты. Моноциты. Лимфоциты. Кровяные пластинки. Кроветворные ткани. Клишов А.А. Гистология человека: Учебник /А.А. Клишов.-Л.: ВМедА, 1989.- 400с. Биохимия. Структура и биологическая роль гемоглобина. Производные гемоглобина. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник /Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин.- 3-е изд.- М.: Медицина, 1998.- 704с. Задание для подготовки к занятию Подготовьте письменные ответы на следующие вопросы: 1.Когда появилось понятие постоянства внутренней среды организма как «необходимом условии свободной и независимой жизни животных?» Какое образное определение дал внутренней среде основоположник учения о динамическом постоянстве внутренней среды организма? Как в процентном отношении распределены все биологические жидкости в организме между внутриклеточным и внеклеточным пространствами? Перечислите основные компоненты внутренней среды. Существуют ли различия в составе разных внеклеточных жидкостей? Сформулируйте понятие о гомеостазисе. Кто и когда ввел данный термин в физиологию? Какова роль внешних и внутренних (гистогематических) барьеров при воздействии на организм различных агентов? Какие нейрогуморальные факторы влияют на проницаемость гистогематических барьеров? Приведите примеры жестких и пластичных гомеостатических констант. 2. Охарактеризуйте компоненты системы крови и принцип их взаимодействия. Кем было сформулировано понятие о системе крови? Перечислите основные функции крови. Ш ъ ь r ь ?? 3. Чему равен объем крови здорового человека? Объясните термины нормо-, гипо- и гиперволемия и назовите возможные причины гипо- и гиперволемий. Какие две части выделяют в цельной крови? Что такое гематокрит? Назовите физиологические факторы, влияющие на величину данного показателя. 4.В чем состоят особенности строения эритроцита и его мембраны? Каковы размеры эритроцита? Объясните преимущества тороидальной структуры эритроцита. Какой путь метаболизма характерен для зрелого эритроцита? Назовите основные ферменты эритроцитов. Перечислите функции эритроцитов. Какое количество эритроцитов содержится в 1 литре крови здорового человека? Укажите зависимость данного показателя от пола и возраста. Как называется увеличение и снижение содержания эритроцитов в крови? 5.Каково содержание гемоглобина (г/л) в крови здоровых мужчин и женщин? Что такое цветовой показатель крови? Какова химическая структура гемоглобина? Перечислите свойства гемоглобина. Как называют гемоглобин, присоединивший кислород, и гемоглобин, отдавший кислород? Какой цвет имеет кровь, содержащая каждую их этих форм гемоглобина? Изменяется ли валентность железа гемоглобина при взаимодействии с кислородом? Как называется дериват гемоглобина, содержащий трехвалентное железо? В чем особенность связывания гемоглобина с углекислым газом, как называется это соединение? Что такое карбоксигемоглобин? 6. Дайте определение понятия «эритрон». Объясните, почему эритрон является замкнутой системой? Перечислите факторы, необходимые для нормального эритропоэза. С помощью каких механизмов осуществляется регуляция эритропоэза? Дайте определение гемолиза. Назовите виды и причины гемолиза, возникающего при изменении физико-химических свойств крови, а также под влиянием термических и механических воздействий. Каково значение внутрисосудистого гемолиза? 7. В чем особенности строения лейкоцитов? Как распределен общий пул лейкоцитов в организме? Где расположены депо лейкоцитов? Какое количество лейкоцитов содержится в 1 литре крови здорового человека? Перечислите факторы, влияющие на данный показатель. Как называются повышение и понижение содержания лейкоцитов в крови? Приведите примеры и укажите механизм возникновения физиологических лейкоцитозов. По какому принципу классифицируют лейкоциты? Какими группами и видами клеток представлены лейкоциты? Каковы их размеры? Напишите лейкоцитарную формулу (нормальную лейкограмму). Укажите функции различных видов лейкоцитов. Объясните, что такое сдвиг лейкоцитарной формулы вправо или влево. Назовите общие и отличительные черты грануло-, моно-, и лимфоцитопоэза. Перечислите факторы, регулирующие лейкопоэз. 8. Какие особенности строения кровяных пластинок (тромбоцитов) определяют их свойства? Каковы размеры тромбоцита? Перечислите функции тромбоцитов. Какое количество тромбоцитов находится в 1 литре крови здорового человека? К чему приводит понижение или повышение данного показателя и как называются такие состояния? Как осуществляется регуляция тромбоцитопоэза?